Свет в интерьере: что выбирают для дорогих проектов

Основатель и руководитель архитектурного дизайн бюро полного цикла «77/12»
  • Дизайнер общественных и жилых пространств
  • Эксперт передачи «черный список» на телеканале Пятница
  • За время работы реализовала более 100 000 кВ м пространств, из которых Резиденция Бенилюкс, производство и кафе «HQ кафе», офис лидера рынка «Техноджим» в топой локации Москвы, реорганизация крупнейшего спортивного объекта Российской Федерации — БСА в Лужниках, апартаменты в Башне Федерация и Меркурий Сити тауэр, спа салон на Пречистинской набережной в 100 метрах от храма Христа спасителя
  • За последний год прошла более 6 курсов повышения квалификации.
  • Проектирование и реализация объектов жилого фонда с 2010 года.
  • Мастер колористики интерьера
  • Постоянное изучение влияния  биолокации и энергетики пространств на человека
Освещение — это не просто функция. Это язык, на котором читается пространство. В премиальных интерьерах всё начинается со света — с того, как он «живет» в архитектуре, как ведёт взгляд, раскрывает текстуры, задаёт настроение. Именно он через нюанс создаёт ощущение глубины, мягкости, интимности или торжественности. Грамотно выстроенное освещение делает интерьер зрелым, целостным и по-настоящему дорогим.
пример работы с освещением в интерьере ванной комнаты
роскошная люстра как центр световой композиции
подсветка мест хранения в интерьере ванной комнаты

Архитектура света: тонко продуманная система

Свет в дорогом интерьере — это не набор светильников, а тщательно спроектированная система, где каждый источник подчинён задаче.

В основе — многослойность: архитектурный свет выстраивает каркас, декоративный добавляет эмоции, сценографический создаёт особую магию пространства.

Всё управляется интеллектуальными системами, которые позволяют адаптировать свет под биоритмы и привычки.

Я всегда выверяю цветовую температуру и индекс цветопередачи (CRI) — потому что важно, как будет выглядеть текстиль, кожа, камень. Свет не должен быть агрессивным и «заметным». Он должен быть ощутимым.

В премиальном проектировании свет — это не декор и не просто «подсветка», а полноправный архитектурный инструмент.

Свет как драматургия: сценарии, в которых живёт человек

Хорошее освещение живёт по сценарию. Утром — мягко пробуждающий поток, днём — поддержка фокуса, вечером — тёпло и мягкость. Световые сцены проектируются под образ жизни клиента.

Простой пример: в спальне утром мягко включается бра, затем загорается подсветка плинтуса к ванной, а на кухне — мягкое свечение над рабочей зоной. Всё это работает не отдельно, а как единый, логичный сценарий. Такой подход делает интерьер не просто функциональным, а живым.

Работа с освещением в проектах премиум класса

Свет не добавляется в интерьер постфактум — он часть проекта.

Я строю композицию так, чтобы источники света были встроены в ритмы стен, потолков, мебели. Это не «лампы», а материал, формирующий пространство, наравне с деревом, металлом или штукатуркой.

Свет подчеркивает формы, ритмы, усиливает архитектуру, становится её продолжением.

Мои принципы работы со светом в премиальных проектах

1. Сценарность. Свет всегда подстраивается под жизнь человека. Утро, день, вечер, ночь, приём гостей — у всего своя световая сцена.

2. Многослойность. Минимум три уровня: архитектурный, функциональный, эмоциональный. Они не конкурируют, а поддерживают друг друга.

3. Тонкость. Никаких кричащих решений. Источник света не должен быть виден, но должен быть ощутим.

4. Температура и CRI. Только тёплый, корректный свет (2700−3000К, CRI 90+), чтобы все материалы «играли».

5. Управление. Обязательно системы с диммированием и сценарием. Свет не статичен — он должен быть живым.

Я никогда не использую:

  • холодный белый свет,
  • одну лампу по центру,
  • дешёвые источники с плохим CRI,
  • визуальный шум и хаотичную арматуру.

Я обязательно использую:

  • встраиваемые профили и архитектурный свет,
  • интеллектуальные системы управления,
  • световые сцены, встроенные в ритм жизни,
  • технический проект освещения как часть архитектурной концепции.

Свет в премиум-интерьере — это архитектура внутри архитектуры. Чем меньше он «видим» как устройство, и чем больше ощущается как среда — тем выше воспринимается уровень пространства.

Свет как маркер статуса

В премиальных интерьерах именно детали отличают статус от просто «красивого ремонта». И в освещении существует целый ряд таких маркеров, которые на подсознательном уровне считываются как признак высокого класса:

  • Невидимый свет
Свет, встроенный в архитектуру: в потолочные и настенные профили, в конструкции мебели, за карнизами и в нишах. Источник не виден — виден только эффект. Это сразу говорит о высоком уровне проработки и проектирования.

  • Тонкая градация яркости и температур
В одном помещении свет может быть разного уровня: акценты, контур, фоновая заливка — каждый с отдельным диммированием. Цветовая температура — всегда тёплая, корректная (2700−3000К). Это создаёт «тактильность» и визуальный комфорт.

  • Акцент на фактуру
Подсветка стены с выразительной отделкой (например, рельефной штукатурки, камня, дерева) направленным светом — это подчёркивание материала, как в галерейной экспозиции. Визуально это сразу считывается как «дорого».

  • Многоуровневые сценарии
Если в интерьере реализованы переключаемые световые сцены: «утро», «вечер», «приём гостей», «кино», «ночной режим» — это прямой сигнал: интерьер проектировался с пониманием повседневных сценариев жизни, как в хорошей архитектуре.

  • Полный отказ от стандартных решений
Никаких спотов по периметру, глянцевых люстр из масс-маркета или светодиодной ленты «везде и сразу». Свет в премиум-проекте — не элемент декора, а сдержанный инструмент, тонко интегрированный в идею пространства.

  • Системы управления
Когда свет регулируется не просто выключателями, а через протокол управления KN и DALI, это всегда говорит о другом уровне культуры и бюджете проекта.

  • Отсутствие визуального шума
Минималистичная арматура, чёткие линии врезки, совпадение осей и симметрий — это то, что отличает визуально дорогой интерьер от перегруженного или хаотичного.

Даже при скромных материалах, свет способен дать пространству ощущение благородства. Он моделирует тени, создаёт многослойность, расставляет смысловые акценты. Свет — это культура. А грамотная работа со светом — её безошибочный маркер.

Часто задаваемые вопросы о свете в дорогих интерьерах

Если вам близка эстетика зрелого выверенного интерьера — приглашаем в журнал ForDecor. Мы публикуем тексты, в которых профессионализм сочетается с культурой.

А если вы хотите больше узнать об авторе этой статьи — переходите в экспертный профиль Дарьи Степановой.

ПОДПИШИТЕСЬ НА ЖУРНАЛ

и получайте самые полезные статьи в ежемесячной рассылке