Как оформлять и показывать коллекции в интерьере:
опыт эксперта

Руководитель и ведущий дизайнер студии дизайна и комплектации интерьера Zibellino.Design.
  • Опыт работы - более 15-ти лет.
  • 2 высших профильных образования - архитектура (МГСУ-МИСИ, ПГС) и дизайн интерьера (Высшая школа средового дизайна при МАРХИ).
  • Более 130 проектов реализовано в России (в Москве и других крупных городах) и в Эстонии.

Коллекция как часть личности и интерьера

Для меня коллекция в интерьере — это показатель разносторонней личности, глубокого, чем-то увлекающегося человека (не важно чем именно). Про эстетику мы можем говорить лишь в плане способа демонстрации коллекции в интерьере. Почтовые открытки, картины, фарфоровые куклы, жуки — что бы это ни было, для коллекции нужно правильное место и оформление, чтобы она не только радовала сердце хозяина, но и глаз тоже (и его, и других). В том числе, была правильно вписана в интерьер.

Коллекция не ограничивает интерьер и не навязывает ему свои правила. Её можно вписать в пространство практически любого стиля — разве что минимализм станет исключением: в нём не предполагается никакого визуального шума. Даже если взять самые полярные примеры — масляную живопись XVIII века и хай-тек, — при грамотном оформлении через паспарту и рамы картины будут выглядеть органично и в холодной стилистике современного интерьера. Другое дело, что любитель классической живописи вряд ли выберет для себя пространство в духе хай-тека. Но я продолжаю утверждать, что эклектика — наше всё. Стиль интерьера может поддерживать коллекцию, продолжать её тему, а может контрастировать с ней — и это тоже даёт выразительный результат.

Если коллекция уже есть и её масштаб понятен, она часто становится отправной точкой для дизайна. В этом случае интерьер продумывается так, чтобы коллекция заняла своё место — будь то одна акцентная зона или несколько распределённых по разным помещениям. Приводить универсальные примеры сложно: всё зависит от того, что именно коллекционируется.

Проект «Hermès»: когда коллекция определяет весь интерьер

В одном из проектов идея сделать коллекцию платков Hermès центральным акцентом принадлежала самой заказчице. Она захотела использовать платки вместо картин на стенах. Отсюда у нас взялась, прежде всего, цветовая гамма интерьера и… не то чтобы его стилистическая направленность, а, скорее, общая атмосфера — этакая стильная смелость, но при этом не кричащая, а приглушённая. Мы специально встречались для того, чтобы я отснял эти платки, и вместе выбрали места для каждого — какой пойдёт в гостиную, какой в спальню, какой на кухню и в прихожую.

Чтобы платки выглядели как полноценные арт-объекты, мы оформили их под стекло и в рамы — как картины. Получились элементы современного настенного искусства.

Дальше мы решили поддержать общую идею и расписали часть стен кухни и спальни характерным узором с платков. Этим мы ещё больше «подружили» интерьер с коллекцией, объединили их визуально и идейно. В этом конкретном случае весь интерьер служит полноценной оправой для коллекции.

Что касается реализации, для меня в таких моментах сложности нет; главное — найти хорошего исполнителя.

Проект «Маски»: колониальный стиль, рождённый коллекцией

В этом проекте коллекция масок стала отправной точкой для стилистики пространства. Заказчики очень любят путешествовать и из каждой поездки привозят маски — к моменту нашего сотрудничества их набралось уже более 150 штук. И одним из основных пожеланий было хоть как-нибудь разместить их в интерьере, потому что до того часть из них просто лежала по углам… Приступив к задаче, я понял, что для этого интерьера элементы колониального стиля будут более чем уместны — идея пришла как что-то само собой разумеющееся. При этом, конечно, в обычном панельном доме воссоздавать колониальный стиль на 100% было неуместно (интерьер и архитектура связаны друг с другом).

Организация экспозиции была продумана достаточно условно: я ориентировался на средний размер маски и площадь свободной поверхности для их определённого количества. Но в гостиной и спальне в качестве фона для масок я применил фрески с изображением тропического леса — это стало замечательным тематическим задником. А деревянные рейки, на которых крепятся маски, вкупе с балюстрадой из них же выглядят как ограждение открытой веранды, за которой начинаются дикие джунгли.

Сами маски были разноцветными, поэтому на цветовое решение интерьера они не повлияли. Но фрески задали определённое направление — сложные сине-зелёные тона тропических сумерек.

Чтобы интерьер не выглядел перегруженным, я опирался на общие композиционные принципы. Здесь нет универсальных правил, касающихся коллекций (и конкретно этой коллекции), — только общие композиционные правила. Зонирование (выбор места, где маски будут смотреться наиболее выигрышно), сочетание масок с фоном, характеристики окружающих предметов обстановки — важно всё. Кстати, об освещении. Есть элементы, которые его требуют (например, картины), но в данном случае маски выступили частью общего фона интерьера — в основном из-за их количества. И если бы мы подсвечивали все маски, это был бы просто перебор.
Коллекции в квартирах: интерьер с африканскими масками в зоне гостиной
Как оформить коллекцию масок в интерьере спальни: пример домашней экспозиции
Коллекция в доме: как показать африканские маски в интерьере гостиной
Как оформить коллекции в квартире: сочетание масок и настенного декора в спальне

Коллекции бывают разными: общие рекомендации

С небольшими коллекциями — фарфором, миниатюрами, камнями — лучше работать аккуратно и продуманно. Для них я всегда рекомендую застеклённые витрины с внутренней подсветкой. Такие собрания не стоит распределять по всему дому: ценность здесь в общей композиции, а не в отдельных предметах. То же самое касается миниатюр в формате живописи — на стене они смотрятся гармоничнее, когда расположены группами.

С крупными коллекциями — картинами, винтажной мебелью — подход другой. Крупная картина или элемент мебели — это уже полноценный участник интерьера, к которому применяются общие правила композиции, функциональности и сочетания с остальными элементами. Как бы ни был разномастен набор предметов, интерьер должен рассказывать одну историю, показывать единый образ. Именно поэтому такие вещи не должны выглядеть музейными экспонатами, а должны быть естественно вписаны в жизнь дома. В статье «Как встроить винтаж и антиквариат в современный интерьер» я подробно рассказывал об этом на примере проекта «Гнездо журавля».

Есть и общие принципы, которые касаются света, фона и защиты. Здесь многое зависит от типа коллекции, но одно правило универсально: под прямые солнечные лучи ничего ставить не стоит. Что касается фона, он может быть любым, главное — чтобы подчеркивал предметы, поддерживал их или контрастировал с ними, но не мешал общему восприятию.

Баланс между интерьером и коллекцией

Баланс между интерьером и коллекцией всегда определяется задачами. Если собрание настолько ценно для владельца, что должно перетягивать внимание на себя, мы выстраиваем пространство так, чтобы подчеркнуть его значимость: размещаем коллекцию на видном месте, продумываем свет, делаем её главным акцентом. Если же важно лишь мягко вписать предметы в интерьер, мы используем базовые приёмы — композицию, колористику и грамотное зонирование.

И здесь не существует универсального ответа, что подчинять чему — интерьер коллекции или коллекцию интерьеру. Всё зависит от того, какую роль владелец хочет отвести своим вещам в пространстве.

Музейность в интерьере с коллекцией неизбежна в той или иной степени — и это абсолютно нормально. Сама экспозиция, экспонаты — это термины, пришедшие из музейной среды. Важно лишь понять, насколько сильным должно быть это ощущение. В одном случае коллекция становится ярким акцентом, во втором — её элементы словно растворяются среди повседневных предметов, поддерживая общее настроение пространства.

Заключение: интерьер, который рассказывает историю

Мой личный совет прост: ни в коем случае не стесняйтесь своих хобби и не думайте, что ваша коллекция недостойна внимания. Вышивка крестиком или картины импрессионистов, фарфоровые собачки или винтажные куклы — всё это часть вашей жизни, часть вас, достойная того, чтобы быть замеченной. В конце концов, это ваш дом, ваше место силы — с вашими правилами. Остальное уже дело техники.

Я безумно уважаю увлекающихся людей — с ними работать интереснее всего. И речь тут не о коллекционерах чего-то конкретного, а об их образе мыслей в целом. С такими людьми можно предлагать более смелые решения, создавать менее стандартные интерьеры.

FAQ: Коллекции в интерьере

Если у вас есть коллекция, которую вы считаете ярким отражением своей личности и хотите сделать её частью уникального интерьера, загляните в экспертный профиль Павла Соболева.

А если вам близка игра нюансов и глубокие смыслы в интерьерах, приглашаем в журнал ForDecor.

ПОДПИШИТЕСЬ НА ЖУРНАЛ

и получайте самые полезные статьи в ежемесячной рассылке